Главвная / дети среднего дошкольного возраста <(3 до 5)

дети среднего дошкольного возраста <(3 до 5)

 Переход от младенчества к периоду раннего детства протекает постепенно, но определенно.

Тело ребенка растет, его разум развивается, а его интересы расширяются. Этот переход описывается следующим образом: «Четырехлетнему ребенку требуется совершить ряд маленьких шагов, чтобы преодолеть один большой пролет лестницы познания. Шумный, активный, болтливый, с богатым воображением, впечатлительный четырехлетка постепенно начинает становиться таким, каким будет пятилетний ребенок. Понятливый, очаровательный пятилетка продолжает делать маленькие шаги в своем развитии, чтобы пройти интересный отрезок этого этапа развития. Это чудесный возраст, который приносит много радости самим детям…»

Какие они — эти маленькие дети?

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

Осознание различий полов;

способность к общению и эмоциональные отношения с другими людьми;

возросшая способность речевого общения и самовыражения;

способность понимать разницу между добром и злом, хорошим и плохим.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически — он игрок

Значение игры. В этом возрасте ребенка можно определить как «игрока, а весь его мир как площадку для игр». Игра необходима не только для его физического развития, она влияет также и на его интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное развитие. Он играет не только для забавы. Он учится через игру.

Развитие мускулатуры. Темпы его роста выше в четырехлетнем возрасте, нежели в пятилетнем. Большие мышцы увеличиваются в объеме, и ребенок считает необходимым упражнять их в постоянном беге. Но так как его рост неравномерен, его движения в большой степени будут нескоординированными. Группа малых мышц только начинает развиваться, и поэтому он быстро устает от трудных упражнений.

Игра поэтому должна быть как активной, так и спокойной, чтобы дать возможность развиваться группе больших и малых мышц.

Спокойная игра важна для ребенка со слабым здоровьем и с ограниченной энергией. Когда он начнет ходить в детский сад, то будет подвержен различным инфекционным заболеваниям. Его здоровье нужно оберегать, соблюдая надлежащий режим питания и отдыха.

Приобретение опыта через игру. Игра также может быть очень целенаправленной, так как ребенок лучше всего учится во время игры. Он не только подражает людям, животным или предметам в своей игре, но также проигрывает разные ситуации или переживания, которые его заинтересовали. Игра-иммитация будет стимулировать его разум и будет жизненно важной для развития его личности.

Когда ребенок подражает в своей игре, он не только выражает свои природные инстинкты, таланты и склонности, но, если он играет с другими детьми, сама игра уравнивает социальные отношения и становится хорошим учителем нравственности. От своих товарищей по игре ребенок многое узнает о тех социальных взаимоотношениях и человеческой справедливости, о которых он не узнает от взрослых. Другие дети научат его тому, что он должен уметь делиться и играть в коллективе, если хочет, чтобы его приняли.

Интеллектуально — он почемучка

Открытия через вопросы. В то время как малыш был первооткрывателем и познавал все самостоятельно, ребенок четырехлетнего возраста не удивляется своим новым открытиям. Он может говорить и задавать вопросы! Постоянные вопросы становятся самым главным методом учебы.

Кто-то сказал, что нормальный ребенок будет задавать в течение одного дня около 60-70 вопросов, касающихся примерно такого же количества предметов. Рассказывают, что один маленький ребенок задал один и тот же вопрос 38 раз, пока прошел три коротких квартала! Иногда ребенок будет повторять один и тот же вопрос много раз, чтобы удостовериться в ответе или, желая таким образом поддержать разговор, поскольку не знает, что еще сказать.

Ответ на вопросы. Когда начинаются вопросы, будет разумно отвечать на них очень кратко и честно. Слишком длинные ответы только запутают детей; а если ответ будет нечестным, то когда ребенок узнает это позже, в его сердце и разуме будет посеяно семя лжи. К сожалению, многие родители «учат» своих детей лжи (через истории о Санта Клаусе или аисте), позже им приходится «отучивать» их.

Половые различия. В этом возрасте ребенок начинает осознать различия между полами. Однако половое воспитание не начинается с ответов на вопросы ребенка. Оно начинается во младенчестве, когда ребенок учится подражать отношениям своих родителей как отца и матери. Маленький мальчик, который понимает, что однажды он может стать папой, или маленькая девочка, которая понимает, что однажды она может стать мамой, будут не только нормально относиться ко всем половым различиям, но и гораздо легче приспособятся к физическим и психологическим изменениям, происходящим в подростковом возрасте. Вопросы, которые задает маленький ребенок о любом предмете, являются зеркалом его маленького разума и помогают нам узнавать о том, что он думает, и как мы можем направлять его познавательные процессы.

Неправда. Этот маленький ребенок может путать реальность и фантазию и таким образом говорить неправду. Родители и учителя должны понимать, что ребенок может говорить неправду по разным причинам:

он может преувеличить или позволить своему воображению разыграться, если он слышал, как взрослые говорили языком преувеличений;

он может просто дать неточный ответ, если его подводит память и он не может вспомнить правильный ответ, а потому говорит первое, что приходит ему на ум;

он может говорить ложь для того, чтобы избежать наказания, и, возможно, он уже узнал, что обманывать своих родителей может быть выгодно.

Помните также, что дошкольник может жить в мире фантазий. Мы не должны слишком беспокоиться об этом, так как он, несомненно, перерастет этот возраст.

Учить быть правдивым. Ребенка не следует слишком сильно наказывать за плохое поведение, если он признается в этом. Жесткое наказание в таких случаях может заставить ребенка обманывать, чтобы избежать его. Детям нужно напоминать, что в Божьем Слове послушание и правдивость всегда благословлялись, в то время как непослушание и обман всегда наказывались. Чтобы помочь ребенку сказать правду после того, как он солгал, и не смутить его, можно сказать: «Это была не настоящая история, не так ли? А теперь расскажи мне, что произошло на самом деле. Ты можешь вспомнить, как это было?»

Словарный запас. В этом возрасте словарный запас ребенка может включать примерно в 500 — 1500 слов в зависимости от его окружения и обучения.

Однако большинство детей пытается использовать большое количество слов, которые являются новыми для них, и смысл которых они не понимают. Маленький ребенок, в общем, говорит довольно свободно и во многих случаях будет развлекать взрослых, рассказывая истории о своей домашней жизни, которые шокировали бы или очень удивили его родителей.

Представления — любознательность — воображение. Представления ребенка о времени, пространстве и числах все еще довольно ограничены, и это может привести к ряду вопросов. Этот ребенок также очень любознателен и обладает очень большим воображением. Он рисует воображаемые картины и включает их в свою игру, причем определенные ситуации становятся для него очень реальными. Однако эти «реальные» ситуации придают ему уверенности, чтобы действовать и брать инициативу в аналогичных ситуациях сейчас и в дальнейшей жизни. Вообще говоря, он не понимает абстракций, поэтому избегайте их.

Социально — он соглашатель

Ребенок детсадовского возраста любит и хочет угождать. Поэтому его можно определить как конформиста. Его социальное окружение расширяется и включает не только дом, но и воскресную школу, и детский сад, и других детей, живущих по соседству. Ему нравится быть с детьми его возраста, и он может хорошо с ними общаться. Однако он все еще может быть очень застенчивым с теми, кто незнаком. Так как для него естественно быть центром своего мира, у него все еще может быть сильное чувство «я и мое»

Эмоционально — он отзывчивый

Нестабилен. Ребенка четырех-пяти лет можно определить как эмоционально нестабильного. Он учится управлять собой, но все еще может позволить своим эмоциям овладевать им, поэтому на его поведение не всегда можно положиться. Он учится преодолевать антиобщественное поведение, например, драчливость. Если к нему всегда относятся с должным вниманием, он не будет использовать эти методы, чтобы привлечь его.

Страхи. Ребенок в этом возрасте может быть еще очень боязливым, но эти страхи не следует использовать, чтобы запугивать его. Многие из этих страхов внушаются взрослыми, и поэтому родителям нужно учиться контролировать свои собственные страхи и не передавать их своим детям.

Ревность. Часто ребенок в этом возрасте проявляет ревность, особенно если в доме появляется новый малыш. Родители могут избежать больших огорчений, если они подготовят ребенка к появлению нового малыша. Когда малыш появится, разумно позволить старшему ребенку помогать заботиться о нем. Родители должны уделять старшим детям столько же любви и заботы, сколько и прежде.